Изучаемые предметы
Жизнь школы
Работы учеников
Пресса о нас
Отзывы
Расписание
Вопросы и ответы
Стоимость обучения


А вы написали икону?

«Газета...» побывала в школе, где учат писать иконы всех желающих

Мастерская живописца Аллы Дроган и реставратора Дениса Матяшевича «Неопалимая купина» существует уже восемь лет. Многие из ее учеников впервые взяли в руки кисточку в 40–50 лет.

Уже спустя год новички начинают выполнять мелкие заказы по реставрации. Следующий этап – иконы на продажу. Большинство заказов поступают от храмов, есть и от частных лиц, которые мечтают о какой-либо конкретной иконе, но нигде не могут ее найти. Понятно, далеко не все достигают такого мастерства, чтобы зарабатывать на иконах. Да и не это главное.

– Наша задача – чуть больше, чем просто научиться рисовать, это скорее комплексное христианское образование, – рассказывает руководитель школы Алла Дроган. – История православия выработала определенные каноны – как изображать тот или иной христианский сюжет. Человек познает язык религиозных символов, и икона начинает с ним «разговаривать», ее элементы становятся понятными и логичными.

В комнате – длинный стол и около пятнадцати стульев. В углу – гора из настольных ламп, на кухне у каждого ученика – своя чашка. Территорией, доступной лишь хозяевам, осталась крошечная каморка, где они спят.

– Встаем в 8 утра, ложимся за полночь. Ведь кому-то удобно заниматься утром, другие приходят днем, третьи – после работы или в субботу. А ночью я отмываю весь дом от краски. Чтобы завтра все повторилось. И мне этот ритм по душе, иначе жить я бы не смогла. Да и ученики давно стали родными, мы часто советуемся по каким-то семейным проблемам, поддерживаем друг друга. Сюда многие приходят, когда оказываются в тупике. Одна девушка спустя год занятий призналась мне, что у нее была попытка суицида, жизнь казалась бессмысленной. Она поначалу просто молча приходила, садилась и рисовала. Потом оттаяла. Недавно ее пригласили работать в Германию – на строительство православного храма.

Самой младшей ученице – 12 лет, самой старшей – 75. Многие ездят из дальних сел, по несколько часов проводят в электричках. Сюда приходят домохозяйки, финансисты, менеджеры, юристы, есть даже помощник какого-то депутата. И члены Союза художников тоже.

Перед написанием икон надо исповедаться, причаститься и попросить благословения у батюшки. На первом занятии все записывают молитву – ее читают перед каждым уроком. Сквернословие – табу. Многие женщины надевают косынки. Впрочем, если вы еще не готовы к церковным обрядам, но чувствуете тягу к написанию икон – вас никто не прогонит.

– Каких-то восемь лет назад я себе этого даже представить не могла. Преподавала в торгово-экономическом университете, в церковь ходила разве что по праздникам. Наш батюшка называет таких «женильно-крестильными христианами». Но, как говорится, не было бы счастья – да несчастье помогло. Однажды у меня тяжело заболел очень близкий человек. Срочно нужна огромная сумма на операцию. А у меня – «голая» ставка преподавателя, и все! И когда были перебраны все варианты спасения, из которых ни один не подошел, я начала молиться. Просто садилась перед стареньким образом, висевшим с детства над моей кроватью, и часами молилась. Вы не поверите: спустя пару дней мне предложили возглавить иконописную мастерскую при храме и заказали дорогую икону. Я получила аванс и оплатила операцию, все прошло успешно. Вот так вся жизнь и перевернулась. Кстати, назвали мы нашу школу так не случайно. Как-то с мужем серьезно поссорились, дело шло к разводу. Уже начали делить имущество: микроволновку – тебе, стиральную машинку – мне... А когда коснулись семейной иконы под названием «Неопалимая купина», растерялись. Никто не хотел ее уступать. Так и остались вместе, чему теперь безумно рады.

«Иконописец должен оградиться от негативных мыслей»
Отец Варсанофий, казначей Киево-Печерской лавры:
– Писать икону может любой человек, а не только представитель церкви – главное, чтобы было к этому стремление. Вначале нужно получить благословение у своего духовника. Еще по традиции иконописцы соблюдали пост. Но это по возможности, если чувствуете в себе готовность отказаться от пищи. Если же нет – не мучайте организм, иначе только навредите. Каждый день, прежде чем взяться за краски, читайте молитву «перед началом доброго дела». Желательно писать икону в тихом, спокойном помещении, сконцентрировавшись. Если там трудятся одновременно несколько иконописцев – исключите любые праздные разговоры о бытовых проблемах, политике... Здесь можно говорить только о духовном. Ну и, безусловно, не сквернословить. Что касается ограничений в интимной жизни, то все индивидуально: если можете воздержаться – хорошо. Но ведь иногда иконы пишут годами, так что за небольшие вольности вас никто не осудит... И еще: если вам приходится совмещать мирскую жизнь и иконопись, постарайтесь перед тем как писать образ, оградиться от любых негативных мыслей.

Все начинают с Ильи Пророка

Поскольку я новичок, рисовать буду не на доске, а на бумаге. Первый этап – рисунок карандашом. Алла дает мне образец – икону Ильи Пророка, с нее все начинают, потому что у этого святого самые простые и четкие черты лица. Следующий шаг – так называемая плавь или санкирь: нужно взять на кисточку побольше краски умбры (болотного цвета) и плавно вести вниз, чтобы окрасить всю фигуру, не отрывая руки. Ох, не так это и просто, кисточка то и дело предательски съезжает в сторону... Потом мы делали прориси – это повторение всех линий рисунка более темным оттенком краски. Когда все подсохло, нужно сделать затенки или оттенения. Так называют темные места на лице святого: под глазами, на бровях, у края волос – они придают объем. Снова сушка. Пришла очередь выбеливания, делается это белилами. Осветлять нужно все выступающие части тела – лоб, нос, подбородок, грудь, щеки. Чтобы создать эффект седины, смешиваю зеленую, белую и «болотную» краски. Ну и, наконец, последний слой – опись. Он заключается в добавлении «оживок» (бликов) над бровями. Волосы аккуратно «разделяем» на отдельные волоски, прорисовывая их более светлой краской.

Автор: Наталия ВЕЛИКАЯ

Источник: «Газета по-киевски»